Свердловские полицейские нашли свидетеля, который слышал от встретившегося ему в тот далекий 1959 год ханты-мансийского охотника-промысловика, кто, за что и, главное, как расправился тогда с туристами.
Пенсионер Анатолий Степочкин, в прошлом охотник, в то время работал на Карпинском электромашиностроительном заводе. Зимой ему вместе с Анатолием Безигиным пришлось на двух машинах отправиться в Саранапул за рыбой. На обратной дороге они останавливаются возле зимней (утепленной) палатки охотника ханта, который пригласил их погреться, отужинать и переночевать.
Поскольку у Степочкина всегда был с собой НЗ в виде двух бутылок водки, а у самого хозяина палатки нашлась еще и бражка, то Анатолий засиделся с хантом (Безигин свалился спать) допоздна. Промысловик под хмельком признался Степочкину, что они, ханты, хозяева на этой земле. А потому с теми, кто приходят к ним с добром – по-доброму и поступают, а тех, кто пакостит на их земле – наказывают. Недавно вот наказали туристов, которые осквернили пещеру, куда ханты и манси приносят жертвоприношения и разные подарки для своих духов.
Когда напакостившие туристы (это и была группа Дятлова) остановились на ночлег на перевале, шаманы проделали в брезенте их палаток маленькие дырочки и напустили внутрь дурман, после чего студентам стало так плохо, что они раздетыми стали вырываться из своих убежищ. А на улице их поджидали местные охотники, окружившие лагерь. Так вот и расправились с осквернителями священных мест, закончил свой рассказ хант.
Если сопоставить рассказ ханта с материалами следствия по делу группы Дятлова
Напомним, что следователи, которые вели дело гибели группы Дятлова, подозревали местных охотников. Те к тому же путались в своих показаниях, где они были на момент трагедии на перевале. Однако прямых улик против хантов не было, тем более что следствие показало: в палатки туристов никто не врывался, студенты сами почему-то разрезали брезент и выбежали на мороз, даже не одевшись. Теперь становится ясным – почему.
В доказательство того, что туристов могли убить именно местные жители, говорит и тот факт, что согласно материалам следствия, группа Дятлова на самом деле посещала Ушминскую пещеру, известную у хантов и манси, как Шайтан-яма – священное место. Сюда не имели право даже заглядывать женщины (они обходили такие места за два километра). А в группе Дятлова были две девушки. Тело одной из них Зинаиды Колмогоровой нашли замерзшей вместе с самим руководителем Дятловым, а вот травмы на теле второй девушки – Людмилы Дубининой – наводят на мысль, что это было ритуальное убийство: вырезаны глаза, обнажены челюсти посредством среза губ, нет языка, нос продавлен…
На вопрос следователя, почему Анатолий Степочкин все эти годы молчал, тот ответил, что он далек от туризма и никогда даже не слышал об экспедиции Дятлова, а потому в рассказ ханта не особо тогда поверил. Впрочем, и признание пенсионера Степочкина, и выводы, которые напрашиваются из всего этого, – не более чем еще одна версия, которую следователям нужно еще проверять и перепроверять. В то время как свидетелей, да и исполнителей той трагедии, если они были на самом деле, практически не остается в живых…