Загадка Акамбаро.

Эта история началась в июле 1944 года. Вольдемар Джульсруд занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро – небольшом городишке примерно в 300 километрах к северу от Мехико. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль-Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы.

Джульсруд был выходцем из Гер­мании, но серьезно увлекался мексиканской археологией и в начале века принимал участие в раскопках в окрестностях Акам­баро. Поэтому он хорошо разбирался в мексиканских древностях и сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной в то время культуре.

Джульсруд начал собственные изыска­ния. Правда, не будучи профессиональ­ным ученым, он поступил поначалу очень просто – нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это рав­нялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случай­но разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили его сын, Карлос Джульсруд, а потом и внук- Карлос II.

В результате коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов – по одним данным, их было 33,5 тысячи, по другим – около 30 тысяч! Коллекция была очень разнообраз­на, наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных на открытом огне. Вторая категория – скульптуры из камня, и третья- керамика. Примечательно, что во всей коллекции не было ни одного повторяющегося экземпляра!

Раз­меры фигурок варьировались от десятка сантиметров до одного метра в высоту и полутора метров в длину. Кроме того, в составе коллек­ции присутствовали музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человече­ских черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода.

При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома. В коллекции Джульсруда было множество антропоморф­ных статуэток, представля­ющих почти полный набор расовых типов человечества – мон­голоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и прочие.

Но не это сделало коллекцию сенсаци­ей. Примерно 2600 статуэток представ­ляли собой изображения динозавров! Причем разнообразие типов динозавров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо из­вестные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тираннозавр реке, птеранодон, анкилозавр, плези­озавр. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифи­цировать не могут, в том числе и крылатые «динозавры-драконы». Но самое пораз­ительное то, что коллекция содержит зна­чительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов.

Изображения наводят на единственную мысль, что люди и динозавры сосуще­ствовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений – от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, одомашнивания динозавров человеком.

В меньшем количестве в коллекции Джульсруда были представ­лены ныне вымершие млекопитающие – аме­риканский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обе­зьяны плейстоце­нового периода. Имен­но эта составляющая коллекции Джульсруда послужила поводом для длительной истории за­малчивания и дискре­дитации его находок. Это и понятно, посколь­ку факт сосущество­вания и тесного взаи­модействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступа­ет в непримиримое противоречие со всем современным мировоззрением.

С самого начала своих исследова­ний Вольдемар Джульсруд пы­тался привлечь внимание научной общественности к своим наход­кам, но в первые годы столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Только после нескольких публикаций в американских газетах в начале 50-х годов профессиональные археологи обратили внимание на необычную коллекцию. В 1954 году к Джульсруду прибыла офици­альная комиссия из Национального ин­ститута антропологии и истории Мексики.

Исследователи сами выбрали произволь­ное место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, кото­рые и состоялись в присутствии множе­ства свидетелей. После нескольких часов раскопок было найдено большое количе­ство статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов одно­значно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джуль­сруда с выдающимся откры­тием, и двое из них пообеща­ли опубликовать отчет о своей поездке в научных журналах.

Однако через три недели после возвращения в Мехико руководитель комиссии доктор Норквера представил отчет, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является современной фальсификацией, поскольку содер­жит статуэтки, изображающие динозавров.

Иначе говоря, был использован универ­сальный довод: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Ни повторные контрольные раскопки в 1955 году, ни многократные исследования местных властей, однозначно подтвердившие отсутствие подобного керамического производства в районе, не смогли раз­рушить стену молчания вокруг коллекции Джульсруда.

Профессор факультета истории Вы­сшей школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследова­ния для выяснения вопроса о возмож­ности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилега­ющих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профес­сор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.

Проведенные в 60-70-е годы иссле­дования статуэток методом радиоугле­родного анализа дали разнообразные результаты: одни образцы были дати­рованы вторым тысячелетием до н.э., другие – пятым. В 70-80-е годы общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, научная обще­ственность продолжала игнори­ровать факт существования коллекции. Отдельные публикации в популярных изданиях воспроизводили версию о фальшивом характере коллекции, осно­вываясь на тезисе о том, что человек не мог сосуществовать с динозаврами.

В конце 90-х годов ситуация измени­лась. Решающий перелом в признании на­ходок Джульсруда наступил в результате деятельности двух американских иссле­дователей – антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. В течение 1999 года они пять раз посетили Акамбаро. К этому времени коллекция Джульсруда находилась «под замком» в мэрии и была недоступна для публики. Туда коллекция попала после смерти Джульсруда, когда его дом был продан.

В результате активной деятельности Свифта и Паттона и информационной кампании, организованной ими в мек­сиканских СМИ, местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 года часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

Однако се­годня музей снова закрыт для публики, и существуют опасения, что вся остав­шаяся часть коллекции (а после смерти Джульсруда большинство его находок исчезли и в музей попало не более пяти тысяч) может попросту пропасть.

Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук, Мексика, специально для «НЛО» Фото автора.

Источник: Журнал “НЛО”



Читайте также...