Загадка Фестского Диска

PhaistosDiskPernier

Вечером 3 июля 19О8 года итальянский археолог Луиджи Пернье работал а одной из пристроек царского дворца о Фесте на острове Крит. Раскапывая очередной слои земли, он наткнулся рядом с глиняной табличкой на таинственный предмет, как оказалось единственный в своем роде. Это был знаменитый Фестскйй диск, сделанный из прекрасной глины, по всей видимости, не критского происхождения.
Диск не имел идеально правильной формы, диаметр его 16 сантиметров, толщина до 2 сантиметров. Сформован он без помощи гончарного круга и с обеих сторон покрыт рисуночными знаками, следующими друг за другом по спирали и объединенными в группы замкнутыми ячейками, а датируется приблизительно среднеминойским периодом.
Знаки (по крайней мере, большая часть их) были оттиснуты специальными штемпелями, всего их сорок пять. Они представляют собой отчетливые фигуры человека и животных, их голов, рыбы и птиц, растений, зданий, корабля и орудий труда. Ничего похожего на Крите никогда не находили.
Не успели диск отчистить от грязи, как ученые всего мира начали спорить о его происхождении, дешифровке и назначении. Нечто подобное происходило только в связи с Атлантидой.
Первым, как и положено по иерархии, высказался тогдашний руководитель археологических работ на Крите Артур Эванс. Он обратил внимание на убор из перьев, которым украшен один из знаков головы и который почти наверняка является элементом боевого шлема. На этом основании Эванс сделал вывод, что текст представляет собой победный гимн, вероятно, с оттенком культового характера.
Другим ученым удалось пойти дальше: аналогичный головной убор они нашли на
древнеегипетских изображениях филистимлян, однако представить удовлетворяющую всех дешифровку лишь на этом основании никому не удалось. Потом диску по очереди присваивали кипрское происхождение, ливийское (Северная Африка), ликийское, арийское, анатолийское (Малая Азия), даже семитское и праславянско-гиперборейское. Нашлись “знатоки”, посчитавшие диск заветом последних атлантов и строителей Сфинкса. Однако ни от одного из этих предположений диск не стал более-менее читаемым и, следовательно, познаваемым.
Так чем же являлся Фестский диск? Как это ни парадоксально прозвучит, скорее всего, – жертвенной лепешкой морскому богу. В пользу этой версии говорит и характер текста, и спиралевидный тип надписи! В том, что лепешка из глины, тоже нет ничего удивительного: в древности, если ты не мог пожертвовать богу, скажем, быка, то его подменяли фигуркой, вылепленной из теста. Если и на тесто не оказывалось денег, вполне подходила и глина. Главное, чтобы от чистого сердца. Богам жертвовали и меньшие дары: например, подросшие дети – ставшие ненужными игрушки, а юноши и девушки – прядь волос. Так что в Фестском диске, скорее всего, следует видеть шаблонный молитвенный текст владельцу лабиринта. Если текст этот и в самом деле зашифрован криптограммой – это значит, что на Крите уже в те времена существовала каста посвященных жрецов, которым только и дозволялось упоминать имя божье не всуе. Владельцем лабиринта мог быть только Зевс (само слово “лабиринт” происходит от “лабрис”, обоюдоострой секиры, священного оружия Зевса). Согласно мифу, Зевс в образе быка привез на Крит Европу, где та родила, помимо прочих детей, Миноса – царя Крита. Однажды Минос попросил отца подарить быка, которого он (Минос) отцу в жертву и принесет. Зевс внял мольбам, и из моря вышел бык. Он был до того прекрасен, что Минос заменил его другим. Это совсем не понравилось Зевсу, и он наслал противоестественную страсть жены Миноса Пасифаи к своему подарку. В результате родился Минотавр, которого посадили в лабиринт, построенный Дедалом. Тезей, сын Эгея, а на самом деле Посейдона, взялся убить Минотавра. Собственно, уже это указывает на борьбу братьев – Зевса и Посейдона – за обладание морем. Заметим, что по логике мифов Тезею, царевичу Афин, обязана была бы помогать Афина, однако она в этой истории не фигурирует.
Дальнейшее известно из школьной программы: Тезей взял у Ариадны клубок, убил Минотавра неблагополучно выбрался на волю. После такого поступка критяне утратили свое господство на море, а Дедала с сыном посадили в лабиринт, из которого те чудесным образом улетели. Удивляет только, как Дедал, построивший этот каменный мешок, не сумел самостоятельно из него выбраться.
Археологи долго искали хоть какие-нибудь следы сооружения, которое можно было отождествить с лабиринтом, но ничего не нашли. Пытались отождествить с лабиринтом дворец в Кноссе, раскопанный Эвансом. Это и в самом деле грандиозное сооружение, однако построено оно по классическим греческим канонам: огромный внутренний двор, вокруг которого располагались жилые и хозяйственные постройки. Даже Гомер выбрался бы из этого “лабиринта” без провожатого.
Но, может быть, критский лабиринт надо искать не на земле. Представим себе, что рядом с какой-нибудь скалой была геологическая аномалия: периодически или постоянно здесь возникали водовороты, которые уничтожали все живое, попадавшее в них. Естественно, они должны были вызывать суеверный ужас и требовали соответствующих жертв для собственного усмирения, естественно, на дне водоворотов обитал злой и страшный дух (в нашем случае – Минотавр), умилостивить которого собой и должен был Тезей. Однако последнему такое решение Миноса пришлось не по душе, о чем он честно сказал. Но Минос возразил: если Тезей на самом деле сын Посейдона, то бояться ему совершенно нечего, так как он его в беде не бросит. Тем не менее Тезей, не слишком рассчитывая на отца, привязал себя канатом или веревкой, принесенной Ариадной, к какому-нибудь дереву или обломку скалы, после чего уже смело прыгнул в водоворот.
Крит – одна из самых сейсмически неустойчивых зон на земле. Вполне вероятно, что после очередного смещения земной коры природный лабиринт перестал существовать, а вся история борьбы Афин с Критом за морское господство вылилась в миф, настолько живучий, что и через две тысячи лет на монетах Крита изображали лабиринт в своей классической спиралевидной форме, а не каким-то сооружением со множеством проходных комнат и тупиков.
Ныне загадочный Фестскйй диск хранится в музее города Ираклейон и по-прежнему ждет того, кто сможет от-крыть его тайну.



Читайте также...



Translate »