Развернувшаяся было в высших кругах немецкого политикума дискуссия относительно целесообразности нахождения в этой стране американского ядерного оружия, похоже, закончилась, даже толком не начавшись. Во всяком случае, если считать заявление, сделанное министром иностранных дел Германии Хайко Маасом, официальной позицией Берлина по данному вопросу.
А чем еще, собственно говоря, прикажете таковое считать? Уж точно не личным мнением и не политическим пиаром, поскольку герр Маас, категорически отметая идею гипотетического «безъядерного статуса» для своей родины, выступает как раз против руководства той партии, к которой принадлежит. Следовательно, Германия, фактически, делает свой выбор между войной и миром. В который уже раз – неправильный…
Опасная «безопасность»
Глава немецкого МИД выразил уверенность в том, что «внешняя политика и действия в области безопасности» Берлина ни в коем случае не должны являть собой некий «особый немецкий путь», включающий в себя «односторонние шаги, способные подорвать доверие партнеров» (надо полагать – по блоку НАТО) и «ослабить этот надежный союз». Нет, герр Маас однозначно не «ястреб» – он, напротив, самый, что ни на есть искренний «голубь мира», мечтающий о «всеобщем ядерном разоружении» и даже «активно продвигает его тему в ООН». Однако по какой-то совершенно вывернутой наизнанку «логике» министр тут же заявляет, что отказ от хранения на территории Германии ядерного арсенала США ни в коей мере не приблизит мир к избавлению от атомной опасности. Скорее даже наоборот… Вот если бы все и разом избавились от этого оружия – тогда и Берлин бы с радостью. Далее идут совершенно уже смехотворные посылы в стиле «Ребята, давайте жить дружно!», приличествующие разве что мультяшному коту, а не главному дипломату ведущей страны Европейского союза. Надо отдать должное оппонентам Мааса – Рольфу Мютцениху, председателю фракции Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в бундестаге и сопредседателю СДПГ Норберту Вальтер-Борьянсу, которые, в отличие от главы МИД, свою позицию по обсуждаемой проблеме аргументируют предельно четко и конкретно. По словам Мютцерниха, хранящиеся на военно-воздушной базе США Бюхель в федеральной земле Рейнланд-Пфальц американские авиабомбы B61, точного количества которых, похоже, не знает никто (или почти никто) в Берлине, никакой безопасности Германии и ее гражданам не обеспечивают. Напротив – они как раз делают немцев заложниками неограниченных милитаристских амбиций Вашингтона, не замечать которые может только слепой.
Герр Вальтер-Борьянс в своих высказываниях даже еще более категоричен. Он не только выступает «категорически против размещения ядерного оружия, прав распоряжаться им и, уж тем более, его применения», но и ставит степень опасности для собственной страны в прямую зависимость от «совершенной непредсказуемости» нынешнего главы Белого дома. Собственно говоря, лидер одной из наиболее влиятельных политических сил Германии в данном случае действительно выступает в роли выразителя мнения абсолютного большинства ее жителей. Еще в 2019 году хорошо всем известная организация Greenpeace заказала институту исследований общественного мнения Kantar проведение добротного их опроса по данной, крайне животрепещущей теме. Результат был совершенно однозначным – о том, чтобы звездно-полосатые «защитнички» убрались подобру-поздорову к себе за океан, непременно прихватив при этом из подвалов Бюхеля собственный смертоносный арсенал с термоядерной «начинкой», мечтает не менее 86% немцев. Исходя из этого совершенно неудивительно, что за избавление страны от крайне сомнительного «счастья» быть одним из хранилищ для B61 выступает множество немецких партий и общественных движений. В качестве примера можно привести политический альянс «Союз-90»/«зеленые», Левую партию и ряд других. Более того, еще в 2009 году, составляя коалицию для формирования правительства, именно эту цель в качестве программной прописали в соответствующем договоре как представлявшие Свободную демократическую партию Германии (СвДП) либералы, так и вошедшие с ними в союз консерваторы. Между прочим главой дипломатического ведомства в этом правительстве был никто иной, как нынешний президент страны Франк-Вальтер Штайнмайер, тогда выступавший за как можно более скорый вывод из Германии американского атомного оружия.
Германия воевать не хочет. А может ли?!
Казалось бы, в немецком обществе, столь высоко ценящем собственную демократичность, налицо имеется полнейший консенсус – от «низов» до «верхов». Так что же, спрашивается, в Бюхеле по сей день делают злополучные B61?! Впрочем, они, по некоторым данным, то ли перемещены, то ли временно перемещались в прошлом году «на родину» – в Соединенные Штаты, где их переоснастили новейшими системами наведения, чтобы сделать еще более смертоносными. Есть информация, что частично эта модернизация была оплачена и «принимающей стороной» – то есть самой Германией. В чем же кроется разгадка столь, на первый взгляд, непоследовательного поведения Берлина? Ответом, на мой взгляд, вполне могут служить слова эксперта немецкой партии «зеленых», отвечающего именно за оборонные вопросы, Тобиаса Линднера о том, что американские ядерные бомбы являются «символической платой, вносимой Германией за то, чтобы вообще иметь хоть какое-то право голоса в Североатлантическом альянсе». Вклад этот, возможно, является чрезмерно дорогим (по мысли того же Линднера), однако именно он создает у Берлина иллюзию того, что глобальные вопросы войны и мира (и, уж тем более, проведения военных операций НАТО, в которых так или иначе может быть применено ядерное оружие) не будут решаться за его спиной странами-участницами блока, являющимися самостоятельными обладательницами такового. Упование довольно сомнительное – если учесть то, сколько раз Соединенные Штаты, являющиеся признанным «флагманом» НАТО, развязывали вооруженные конфликты, в которые так или иначе приходилось «впрягаться» их союзникам. Взять то же вторжение в Афганистан, где со временем оказались и военные Бундесвера. Что там забыли немцы? По большому счету, абсолютно ничего.
Можно припомнить и более свежие события – безответственную эскалацию Дональдом Трампом ситуации в Персидском заливе, чудом не закончившуюся (пока не закончившуюся…) вооруженным столкновением с Ираном, против которого в Берлине, да и вообще в Европейском Союзе были категорически против. Сильно их в Вашингтоне послушали? Где гарантия, что таким же точно образом не будет развиваться ситуация, допустим, в Восточной Европе? Спровоцировав конфликт там, американцы вполне могут потребовать от своих немецких камрадов поднять в воздух бомбардировщики с В61. И что тогда?! Мало того, по мнению американских «старших товарищей» Германия еще и должна за свой счет обновить парк боевых машин, способных нести эти самые бомбы. Как несложно догадаться, альтернативой давным-давно морально и физически устаревшим Tornado в США видят исключительно самолеты собственного производства. Если кто не знает, нынешние дебаты в бундестаге как раз и начались, по сути дела, после того, как депутатам стало известно , что министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр в обход парламента направила в Пентагон запрос, в котором «вентилировался» вопрос о приобретении трех десятков F/A-18 Super Hornet у концерна Boeing. В чем тут интерес американцев, видно невооруженным глазом. Но вот немцам это зачем? И, кстати говоря, фрау министр по законам Германии осуществлять самочинно такой «шоппинг» на миллиарды не имеет никакого права. Более того, Бундесвер на сегодня испытывает крайнюю нужду в громадном количестве образцов вооружений и техники необходимых как раз для обороны, а не для потакания «хотелкам» заокеанских союзников. Согласно данным, приведенным в публикации немецкого издания Frankfurter Allgemeine у тамошней армии проблемы буквально со всем – от танков и вертолетов до приборов ночного видения. Пандемия коронавируса показала, мягко говоря, сомнительный потенциал военной медицины. Нет современных систем ПВО, боевых кораблей. «Германия неспособна обороняться» – делает шокирующий вывод издание.
Возможно, именно в этом и кроется одна из главных причин того, что Берлин никак не может решиться выйти из «орбиты» Вашингтона в военной сфере? Неизвестно лишь, насколько там понимают, что подобного рода зависимость с одной стороны, гарантии безопасности представляет довольно сомнительные, а с другой чревата весьма серьезными проблемами с той же Россией. Впрочем, кое-кто в Германии продолжает отчаянно цепляться за давний жупел «российской угрозы», продолжая его именем агитировать за «неразрывный союз» с США, который, якобы «своей устрашающей военной мощью» гарантирует «мирную жизнь Европы». Во всяком случае, именно так утверждает автор статьи в немецкой газете Der Tagesspiegel, ставшей в последнее время платформой жарких дебатов по «ядерному вопросу», Кристоф фон Маршалл. В подтверждение он приводит полный набор дежурных русофобских штампов, вопия о «Кремле, который постоянно вооружается, совершенствует свой ядерный арсенал, воюет против Украины и раз за разом организовывает военные учения, в ходе которых отрабатываются агрессивные действия против стран НАТО, в частности, и с применением против них ядерного оружия» и упрекая «утратившего навыки политического ориентирования» Рольфа Мютцениха в том, что он «перестал различать друзей и врагов» и «говорит так, словно живет на другой планете». Что ж, можно мыслить и такими категориями, забывая при этом, что существует и другой – действительно разумный путь для обеспечения безопасности Германии.
Никакие ядерные бомбы, ни свои, ни, тем более, чужие, ей не понадобятся, если Берлином снова будут налажены нормальные отношения с Москвой. Получается довольно странная ситуация – с одной стороны немецкие компании жалуются сегодня в Германо-российскую внешнеторговую палату (AHK) на «огромные убытки», которые они несут из-за карантинных ограничений, введенных правительством России в связи с пандемией коронавируса и требуют от нашего государства «существенных мер поддержки» для своего бизнеса в виде «снижение налоговой нагрузки, сокращение социальных отчислений», и даже прямых финансовых компенсаций. С другой – официальный Берлин ни в какую не желает отказываться от навязанных ему, опять-таки, из Вашингтона антироссийских санкций.
Германии пора, наконец определиться, где ее реальные интересы и в чем ее безопасность. Дважды в прошлом столетии она сходилась с нашей страной в мировых войнах, выгоду из которых извлекли Великобритания и США. Дважды терпела сокрушительное поражение. Непонимание того факта, что сегодня ее снова пытаются подтолкнуть на тот же гибельный путь, попахивает уже какими-то суицидальными наклонностями.