Камни российского Севера
– Дело в том, что Карелию, которая расположена на северо-западе России, можно назвать полноценным мегалитическим регионом, поскольку культ камней на этих территориях в глубокой древности не только имел свои специфические черты, но и всегда являлся важной частью культурного ландшафта в целом. Он нес отпечатки живой традиции взаимодействия человека и природы, идущей из глубины тысячелетий.
– Официальная наука подтверждает необычные свойства этих валунов?
– Современное отношение официальной науки к священным камням звучит как приговор: «При современном состоянии источников научной базы значительная часть так называемых “священных” валунов должна быть изъята из научного оборота в силу непроверяемости сведений о них и неосуществимости комплексного изучения объектов».Много священных камней уже погибло: их разбили, зарыли, утопили. Гибнут они и сегодня. Энтузиасты спасают их, как живых существ, создавая сады и музеи камней. Но вырванный со своего места священный камень теряет свою «святость», свое окружение, свои легенды…
Учение древних народов
– Откуда пошел культ камней?
– О каких мегалитах идет речь?
– Наибольшее распространение имеют, несомненно, почитаемые камни с изображениями, получившие в России название «следовики». Изображения варьируются в широком диапазоне: от явно рукотворных, с четкой проработкой контуров, до маловыразительных, практически наверняка являющихся игрой природы. Но их общей чертой всегда остается то, что в народном восприятии данные изображения являются именно следами – «божьими», «бесовыми», «чертовыми», следами Богородицы, различных святых и т.д. – даже в тех случаях, когда само изображение лишь отдаленно напоминает по форме след.
Индоевропейский след
– С кем же чаще всего у людей ассоциируется камень-следовик: с бесами или святыми?
– Камни-следовики очень разнообразны. Различаются и размеры выбитых на них следов (от обычных до огромных), и их природа (известны, помимо человеческих, медвежьи, птичьи и другие следы), и их количество на одном камне, и техника исполнения изображений. Очень сильно варьируется и предположительно определяемый возраст следов. Тогда как существует немало свидетельств об исключительной «живучести» традиции высекания следов на камне, само появление этой традиции следует, вероятно, отнести к неолитической эпохе. По крайней мере, именно к такой датировке приводит исследователей известная связь камней-следовиков с археологическими памятниками эпохи неолита и бронзы.
Сегодня никто не может точно сказать, какое назначение имели подобные камни, тем более что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не было. Хотя целый ряд серьезных исследователей связывает их появление с древнейшими арийскими верованиями, в частности, с легендой о трех шагах Вишну, символизирующих движение Солнца от восхода до заката через точку в зените. Камни-следовики – немые свидетели древнейшего продвижения с севера на юг архаичной общеиндоевропейской культуры, верований и культов.
Свидетели древних знаний
– В чем суть этих культов?
Тени прошлого на скалах Белого моря
– Какие следовики в Карелии наиболее известны?
– У нас только официально «зарегистрированных» камней-следовиков достаточно много, но самыми известными могут, пожалуй, считаться знаменитые петроглифы (изображения на скалах) Белого моря. Так, например, на скалах в устье реки Выг находится около трех сотен взаимосвязанных изображений, датируемых концом III – началом II тысячелетия до нашей эры. Это так называемые «Бесовы следки». По большей части это рисунки, связанные с тематикой охоты (лоси, тюлени, медведи, рыбы). На фоне этого разнообразия особенно интересна цепочка следов, ведущая к изображению крупной человекоподобной фигуры, предположительно являющейся символом некоего божества.