В июне 1971 года при посадке корабля Союз-11 трагически погибли космонавты. Но до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, а что действительно случилось с экипажем Союза-11 на окончательном этапе полета?
Космический прорыв СССР ориентировался на внедрение рабочей орбитальной станции вокруг Земли, так как Луну уже уступили американцам. Впервые в апреле 1971 года была запущена на земную орбиту советская станция Салют-1. Готовились к экспедиции на неё одновременно в трёх командах.
Союзу-10 предназначалось доставить группу, в состав которой входили командир Владимир Шаталов, бортинженер Алексей Елисеев, инженер-испытатель Николай Рукавишников, на борт станции Салют-1 для проведения ряда экспериментов и комплексной проверки всех систем. Технические проблемы вынудили отложить его старт на сутки. Ракету с капсулой корабля запустили 23 апреля 1971 года. На следующий день Союз-10 произвел стыковку с Салютом-1, но она оказалась частичной. Не имея скафандров, экипажу не удалось перебраться на станцию. Продолжительность стыковки составила 5 часов 30 минут. Союз-10 с большим трудом отцепился от орбитальной станции и 25 апреля вернулся благополучно домой. За проявленное мужество и героизм членам этого экипажа руководители страны вручили золотые звезды героев Советского Союза.
Вторую команду с командиром Алексеем Леоновым, бортинженером Валерием Кубасовым, инженером-исследователем Петром Колодиным планировалось запустить 6 июня 1971 года. Однако непредвиденные обстоятельства резко изменили судьбы людей. В последний медосмотр перед стартом было выявлено заболевание легких у одного из членов основного экипажа В. Кубасова. Государственной комиссией было принято постановление о запуске дублеров: командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова, инженера-исследователя Виктора Пацаева.
День 6 июня 1971 года ознаменовался запуском Союза-11. Наконец свершилась полная стыковка с Салютом-1. Экипаж скрупулезно проверил герметичность стыкующейся поверхности, и постепенно выравнивал давление в отсеках. После этого космонавты перебрались в отсеки Салюта-1.
Во время полета космонавты осуществляли коррекцию орбиты Салюта-1, выполнили наладку научно-исследовательского оборудования, проверили широкоугольный визир космический, помогающий ориентироваться, делали измерения радиационного уровня внутри отсеков. Сначала на орбитальной станции возникли проблемы с вентиляционной установкой, но космонавты её быстро починили. А на 11-й день полета даже произошло возгорание. Экипаж быстро нашел и устранил причину пожара. В дальнейшем все системы нормально функционировали. Поддерживалась устойчивая радиосвязь с Землей. Самочувствие космонавтов было хорошее. Согласно намеченному графику они систематически проводили телерепортажи.
29 июня 1971 года командир экипажа получил приказ о возвращении. Переместили бортовой журнал и полученные научно-исследовательские материалы со станции на Союз-11. Удостоверившись в стабильном функционировании всех систем своего космического корабля, проверив в нем давление и температуру, члены экипажа сели по местам и пристегнулись.
Союз-11 отстыковался от Салюта-1, об этом командир сразу сообщил сопровождающим в ЦУП. Через четыре часа произошел запуск системы автоматической ориентации. Спустя полчаса заработала тормозная двигательная установка. На следующем этапе от спускаемого аппарата отделились приборный и орбитальный отсеки. Когда тормозная система закончила работу, внезапно, буквально на полуслове, прекратилась радиосвязь со спускаемым аппаратом. Корабль начал прохождение плотных атмосферных слоев. В девяти тысячах метров над землей была задействована парашютная система корабля.
30 июня 1971 года капсула Союза-11 приземлилась, но никто из неё не высадился. В процессе спуска на Землю аппарат разгерметизировался, и погибли все члены экипажа. Воздух со свистом уходил из кабины через случайно открывшийся во время раскрытия парашюта вентиляционный клапан, расположенный над креслом командира экипажа.
Согласно объективным телеметрическим данным причина внезапной гибели экипажа скрывалась в декомпрессии из-за резкого снижения атмосферного давления до нуля в спускаемом корабле. Из-за тесной конструкции космического аппарата скафандры членам экипажа не предусматривались, поэтому космонавты погибли от удушья и мгновенной остановки кровообращения. От низкого давления у космонавтов лопнули барабанные перепонки, пузырьки воздуха наполнили их кровь, и она буквально закипела. Космонавты как бы изнутри сгорели заживо. Когда мертвых членов экипаж доставали из корабля, тела их были теплыми. Казалось, что они уснули, так спокойны были их лица, без искажающей маски страдания от удушения.
Почему же не вовремя открылся злополучный клапан?
Чтобы расследовать причины катастрофы создали Правительственную комиссию под председательством академика Мстислава Келдыша. Выяснить причины, приведшие к катастрофе, ученым так и не удалось. Выполнение сложных экспериментов проводилось в громадной барокамере ЦПК Звездного городка. Испытания дыхательных клапанов, сделанных специально с технологическими изъянами, предусматривали большие ударные нагрузки. Ни в одном случае они не открылись. Настоящая причина так и осталась загадкой.
Анализируя страшные промахи, допущенные в подготовке пилотирования Союза-11, следующий экипаж, запущенный в космос 27 сентября 1973 года, состоял уже из двух человек. В.Г. Лазарев и О.Г. Макаров в Союзе-12, и они уже были укомплектованы скафандрами.
В течение двадцати четырех полетных дней летчики-космонавты СССР Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев справились с крупным объемом перспективных работ огромной научно-технической и практической народно-хозяйственной важности. Прах членов экипажа Союза-11 захоронен в Кремлевской стене Москвы. Космонавты посмертно удостоены звания Героев Советского Союза. История космоса Земли их не забудет.