Яркие звезды красуются на верхушках рождественских елок по всему миру. Практически каждый знает о звезде, которая вела волхвов к яслям в маленьком городке Вифлеем, где родился Иисус. Вифлеемская звезда описана в Евангелии от Матфея в Новом Завете. Является ли эта звезда библейским вымыслом или же существовала на самом деле? Давайте взглянем на это с точки зрения астрономов.
Фото из открытых источников
Астрономический вопрос
Чтобы понять Вифлеемскую звезду, нам нужно думать, как думали три волхва. Ориентируясь по этой «звезде на востоке», они сначала прибыли в Иерусалим и сообщили царю Ироду о пророчестве: родился новый правитель израильского народа. Также нам нужно мыслить как царь Ирод, который спросил у трех волхвов, когда появилась звезда, потому что сам он и его двор, по всей видимости, не видели этой звезды в небе.
Эти события дают нам первую астрономическую загадку первого Рождества: как могли придворные мудрецы царя Ирода не знать о появлении такой яркой звезды и как она привела волхвов в Иерусалим?
Затем, чтобы дойти до Вифлеема, волхвы должны были отправиться прямо на юг от Иерусалима; «звезда на востоке» «двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где был младенец». И вот у нас вторая астрономическая загадка первого Рождества: как звезда «на востоке» могла привести волхвов на юг? Северная звезда приводила заблудших странников на север, так почему звезда на востоке не привела волхвов на восток?
Есть и третья часть загадки первого Рождества: как звезда, описанная Матфеем, двигалась «перед ними», а затем остановилась и повисла над яслями в Вифлееме, в которых якобы лежал младенец Иисус?
Чем могла быть «звезда на востоке»?
Любой астроном знает, что ни одна звезда не способна на такое. Ни комета, ни Юпитер, ни сверхновая, ни парад планет, ни что бы там ни было еще не может вести себя так в ночном небе. Можно было бы допустить, что слова Матфея описывают чудо, лежащее за пределами законов физики. Но Матфей тщательно подбирал слова и дважды написал «звезда на востоке», что позволяет предположить, что эти слова имели особое значение для читателей его Евангелия.
Можем ли мы найти другой объяснение, которое будет соответствовать словам Матфея и которое не потребует нарушения законов физики? Которое впишется в современный уклад астрономии? Как ни странно, ответ будет «да».
Астроном Майкл Молнар указывает, что «на востоке» — это буквальный перевод греческой фразы en te anatole, что было техническим термином, используемым в греческой математической астрологии 2000 лет назад. Он описывает, и очень конкретно, планету, которая поднимается над восточным горизонтом незадолго перед восходом Солнца. Спустя несколько моментов после появления планеты она исчезает в ярком свете Солнца в утреннем небе. Получается, никто не видит эту «звезду на востоке», если не взглянет на нее в определенный момент.
Теперь привнесем немного астрономии. В ходе человеческой жизни почти все звезды остаются на своих местах. Звезды загораются и гаснут каждую ночь, но не движутся относительно друг друга. Звезды Большой Медведицы появляются из года в год на одном и том же месте. Но планеты, Солнце и Луна отличаются от неподвижных звезд; по факту, слово «планета» произошло от греческого названия «блуждающей звезды».
Хотя планеты, Солнце и Луна движутся приблизительно по одному и тому же пути на фоне звезд, они движутся с разными скоростями, поэтому иногда закрывают друг друга. Когда Солнце закрывает планету, мы не можем видеть ее, но когда Солнце обгоняет планету, она снова появляется.
Теперь снова обратимся к астрологии. Когда планета появляется снова в утреннем небе незадолго до восхода Солнца, впервые за много месяцев, в течение которых она пряталась в сиянии светила, этот момент известен астрологам как гелиакический восход. Гелиакический восход — это особое первое появление планеты, и есть то, что греческие астрологи называли en te anatole. В частности, гелиакический восход Юпитера считался греческими астрологами важным событием для всех, кто родился в этот день.
Таким образом, «звезда на востоке» относится к астрономическому событию, которое было астрологически важным в контексте древнегреческой астрологии.
Фото из открытых источников
А как насчет неожиданной стоянки звезды над теми самыми яслями? Библейский аналог «зависшей звезды» происходит от греческого слова epano, которое тоже было важным для древних астрологов. Оно означает определенный момент, когда планета останавливает свое движение и начинает двигаться не в западном, а в восточном направлении. Это происходит, когда Земля, которая вращается вокруг Солнца быстрее Марса, Юпитера или Сатурна, догоняет другую планету.
Таким образом, редкое сочетание астрологических событий (нужная планета появилась перед Солнцем; Солнце было в нужном зодиакальном созвездии; ряд положений планет, важных для астрологов) позволило древнегреческим астрологам предположить, что в тот самый день родился воистину царь царей.
Волхвы, глядящие в небо
Молнар считает, что те самые волхвы, по сути, были очень мудрыми и математически подкованными астрологами. Они также знали о ветхозаветном пророчестве, что новый царь родится в семье Давида. Скорее всего, они наблюдали за небесами в течение многих лет, ожидая выравнивая объектов, которое предвестит рождение нового царя. Когда мощный набор астрологических предзнаменований был собран, волхвы решили, что настало время найти младенца.
Если волхвы Матфея на самом деле предприняли путешествие для поиска новорожденного царя, яркая звезда не могла их направлять; она только подсказала им, когда нужно отправляться в путь. И они не могли найти младенца в яслях. В конце концов, ребенку было уже 8 месяцев к тому времени, когда они разгадали астрологическое послание, которое, по их мнению, предвестило рождение будущего царя.
Знамение появилось 17 апреля 6 года до н. э. (с гелиакического восхода Юпитера в то утро, за которым к обеду его покрыла Луна в созвездии Овна) и продолжалось до 19 декабря 6 года до н. э. (когда Юпитер перестал двигаться на запад, на мгновение застыл и начал движение на восток относительно застывших на фоне звезд). За самое короткое время, которое понадобилось волхвам, чтобы достичь Вифлеема, младенец Иисус уже немного подрос.