О том, что NASA перекрашивает снимки поверхности Марса, чтобы скрыть от всех нас следы внеземной жизни, вы, наверное, уже знаете. Пользуется агентство тем, что планета считается Красной, вот и надувает народ, вооружившись современной техникой. А хотите знать правду?
Изображение марсианского пейзажа с места посадки американского аппарата Pathfinder (1997 год). Вверху — цвета NASA, внизу — альтернативный вариант, выставленный Патриком (фото с сайта chez.com).
На самом деле, американцы никогда и не скрывали: роверы снимают пейзажи через фильтры, а соединение этих монохромных кадров в цветное изображение происходит уже на Земле. Но вот по СМИ вовсю гуляет сенсация: оказывается, NASA подделывает цвета Марса. И чего они там скрывают?
Из многочисленных публикаций хотелось бы выделить вот это исследование некоего энтузиаста от уфологии Патрика (Patrick). Пожалуй, самое основательное из имеющихся.
Он пишет: «Я слышал от одного из видеоинженеров NASA, который отвечал за настройку камер для миссии Mars Pathfinder (1997 год), что на Земле он всё настроил должным образом, а позже с сожалением узнал, что NASA изменило параметры в сторону 30-процентного преобладания красного цвета».
Имени инженера разоблачитель обмана NASA не назвал.
Картинка с ровера Spirit. «Данные от зелёных, синих и инфракрасных фильтров панорамной камеры были объединены, чтобы создать это приблизительно истинное цветное изображение», — гласит подпись NASA. То есть, никто точного цвета и не обещал (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).
Итак, исследователь тайн НЛО изменил палитру «насовских» кадров обратно, уменьшив долю красного в изображении знаменитых холмов-близнецов (Twin Peaks).
Получился любопытный пейзаж с голубым небом, совсем как на Земле.
Далее Патрик добавляет: «Есть дебаты между NASA и командой, которая управляет телескопом Hubble. Она дала понять агентству, что небо синее, а не красное или цвета лосося, как на снимках с марсоходов, публикуемые NASA.»
Вслед за Патриком ещё множество интернет-ресурсов радуется разоблачению. И прибавляют от себя, что, мол, янки скрывают на снимках зелёную траву и прозрачные озёра.
Траву оставим на совести уфологов. А остальное? Разоблачители ломятся в открытую дверь.
Вот, на одном из снимков NASA, представляющем вечерний пейзаж в месте посадки Pathfinder, небо, подсвеченное Солнцем, расположенным вблизи горизонта, имеет явственно голубой оттенок. Об этом пишет и само агентство в комментарии к кадру.
А теперь скажите: какого цвета небо Земли? Да это также зависит от времени суток! И года, добавим, ведь на Марсе тоже есть времена года и сезоны пылевых бурь.
Чтобы расставить все точки над «i», мы обратились в Государственный астрономический институт имени Штернберга, в отдел исследования Луны и планет.
Этот снимок Марса с космического телескопа Hubble, сделанный в 1997 году, доказывает, что нас обманывают, утверждает уфолог Патрик (фото с сайта chez.com). Ведущий инженер отдела Александр Петрович Попов рассказал, что во всех миссиях на Марс пейзажи снимались через комплекс фильтров. И из монохромных изображений составлялись потом цветные.
Как американцы рассчитали, в какой пропорции соединять эти цвета? Так ведь они знают точные характеристики собственных фильтров, поэтому построить более-менее приближенное к реальности изображение — не проблема.
Однако, добавим, даже некоторое подкрашивание снимков перед публикацией — не криминал. К слову, на разных кадрах NASA оттенки грунта планеты отличаются друг от друга.
Допустим, NASA хочет, чтобы снимки воспринимались более эффектно: в конце концов — это шоу.
А сами-то учёные всерьёз работают именно с отдельными монохромными изображениями, снятыми через фильтры. Такие кадры говорят им больше, чем полноцветные открытки, которые сделал бы там какой-нибудь поляроид.
Вечер на Марсе. Миссия Pathfinder. «Коричневато-серое небо, как его видел бы наблюдатель на Марсе, в этой истинной цветной мозаике снятой приблизительно в 16 часов по местному времени. Небо около солнца имеет светло-голубой цвет», — таков комментарий NASA (фото с сайта marsprogram.jpl.nasa.gov).
Не зря же на двух последних американских роверах Spirit и Opportunity установлены зелёный, синий и инфракрасный (а не красный) фильтры. Они, говорят в NASA, помогают получить больше информации о составе грунта планеты.
«Можно сказать, что истинных цветов марсианского пейзажа не видел ещё никто, — добавляет Попов, — с другой стороны: есть ведь ещё европейский Mars Express. Если бы янки решительно всё исказили — разве ESA не смогло бы их вывести на чистую воду?»
Тот же пейзаж, что и на предыдущем кадре, но в полдень. «Истинный цвет Марса, основанный на трёх фильтрах с небом, установленным на светимость 60», — пишет NASA. Значит, наиболее корректное здесь изображение грунта, а не неба? (фото с сайта marsprogram.jpl.nasa.gov).
«К тому же, ссылки некоторых СМИ на действие атмосферы (мол, оно не позволяет увидеть настоящие цвета Марса) — некорректны, — продолжает российский учёный. — Атмосфера там слишком слаба, чтобы вмешиваться в наблюдаемую палитру настолько сильно». Далее рассказ ведущего учёного миссии марсианских роверов, в котором он, как на духу, признаётся — «Дух» (Spirit) видит совсем не так, как человек.
«Spirit не видит вокруг себя всю перспективу сразу, — поясняет Джим Белл (Jim Bell), профессор астрономии в Корнельском университете (Cornell University) и ведущий учёный миссии. — Требуются дни, чтобы закончить полный 360-градусный обзор пейзажа».
«Это значит, — говорит учёный, — что объединённая мозаика может быть построена из изображений, на которых пыли в воздухе больше или меньше, или кадры просто сняты в разное время дня.
Такие изменения после «сшивания» заканчиваются «стёганым одеялом» с разными цветами на разных участках кадра».
Профессор Белл осматривает марсианские солнечные часы (фото с сайта cornell.edu).
Но ведь на панорамах мы видим более-менее равномерную окраску окружающей местности?
«Получение правильных цветов — не точная наука, — рассказывает Белл. — В создании представления о том, что мы видели бы, если бы были там — присутствует артистический, призрачный элемент».
Конечно, учёные прилагают большие усилия, чтобы быть настолько точными, насколько возможно.
Для этого они учитывают при обработке кадров от роверов изображения Марса, сделанные через телескопы, а также снятые в прошлых марсианских миссиях, чтобы создать в результате уравновешенную по цвету картину.
Джим Белл объясняет, что получить абсолютно точные цвета марса всё равно невозможно (фото с сайта cornell.edu).
Перед посылкой камер к Марсу команда сделала более ста тысяч снимков в вакуумной камере, которая моделировала марсианские условия.
Специалисты экспериментировали с различными уровнями света, в зависимости от угла расположения солнца или количества пыли в воздухе.
Они тогда точно настраивали камеры роверов, чтобы правильно учитывать температурные изменения или что-нибудь ещё, что могло бы заставить инструмент изменяться.
Солнечные часы в разное время суток (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).
К тому же на роверах есть калибровочная цель (своего рода солнечные часы с серыми, белыми и разноцветными полосами).
Мозаика кадров с ровера Spirit, сделанных 29 января 2004 года. Вверху слева — солнечные часы на фоне грунта. Монохромный снимок вверху справа — Солнце (фото с сайта jpl.nasa.gov).
Специалисты контролировали, как эти цвета изменялись при различном освещении и при разных погодных условиях в лаборатории, при съёмке с разными фильтрами.
Кроме того, американцы оставили у себя точные копии солнечных часов, отправленных на Марс — как контрольные образцы.
«И всё же, произведённые изображения — только приблизительные марсианские цвета», — утверждает Белл.
Дело в том, что многие из снимков, как уже говорилось, делаются с набором фильтров. Часть из них работает в инфракрасном или ультрафиолетовом диапазоне, не воспринимаемом глазом.
Журналисты были зачарованы трёхмерными изображениями Марса, но, увы, нельзя сказать, что они видели планету в точности так, как если бы сами побывали на ней (фото с сайта cornell.edu).
В целом, есть 14 различных фильтров. Они обеспечивают максимальный контраст для того, чтобы анализировать некоторые из самых интересных геологических особенностей в районе посадочной площадки.
Так или иначе, шоу и наука преследуют разные цели, и не главная задача для NASA — развлечение публики панорамными видами Марса.