Гигантские ледяные спирали, обнаруженные на марсианских полярных шапках являются результатом необычного сочетания температуры планеты, наклона ее оси и разреженной атмосферы, показала новая компьютерная модель. Эти концентрические завитки длиною в сотни километров, были впервые замечены «Викингом» в 1976 году, но до сих пор ученые не знали, как они образовались. Джон Пеллетье, геоморфолог из университета Аризоны, разработал удивительно простую модель, которая достаточно точно воспроизводит эти завитки «на правильном расстоянии друг от друга, с правильным изгибом и в правильной ориентации относительно друг друга».
• Слева – реальные ледяные спирали на Марсе, справа – модель Пеллетье
Средняя годовая температура на марсианских полюсах составляет где-то около –40 градусов, но на несколько летних дней она поднимается настолько, что лед начинает испаряться. Модель Пеллетье игнорирует ветер и смещение льда, обращая внимание только на то, как солнечное тепло нагревает и превращает в пар маленькие трещины во льду. Поскольку ось вращения Марса наклонена, солнечный свет почти всегда падает на одну сторону трещины, растапливая лед. Часть этого водяного пара затем снова замерзает на затененной стороне трещины. Общий эффект заключается в том, что трещина со временем расширяется и углубляется и – что важно – мигрирует к полюсу, сливаясь в своем движении с другими подобными
В модели Пеллетье трещины начинаются как случайно разбросанные точки, которые удлиняются в отдельные спирали и нагромождения форм. За промоделированные пять миллионов лет – примерно за такой период по оценкам возникли спирали на Марсе – они слились в одну гигантскую спираль. По расчетам, спиральные рукава распространяются примерно на километр за миллион лет.
Причем спирали вообще не образовались бы, если бы не тонкая марсианская атмосфера. Из-за нее очень мало тепла передается по планете воздушными потоками, в результате чего локализированное таяние на одной стороне трещины является доминирующим механизмом.