Что тибетская медицина говорит о Covid-19 – новом коронавирусе, который заразил более 700.000 человек и унес жизни более 33.000 человек? Случаи заболевания в Китае в основном лечили сочетанием аллопатической и традиционной медицины, что привело к более быстрому контролю и более низким показателям смертности, чем при вспышках за пределами Китая, поэтому стоит спросить, что традиционная медицина может предложить для нашего понимания и подхода к инфекционным заболеваниям. Многие, включая моего учителя доктора Нида Ченагцанг, прокомментировали отношение тибетской медицины Сова Ригпа к этим событиям. Как объяснил доктор Нида, новые пандемии, такие как коронавирус Covid-19, попадают под категорию болезней дурука, duruka (དུ་ རུ་ ཀ་), которые великий мастер тибетской медицины Юток С Йёнтен Генпо Младший объясняет как эпидемические инфекции будущего, способные убить многих людей.
Существуют различные виды дурука, в том числе связанные с оружием, ядом / токсичностью и болезнями. В общем, инфекционные заболевания, такие, как коронавирус, классифицируются как разновидность римне (rim-né) или инфекционное заболевание, которое традиционно считается вызванным невидимыми существами, известными, как дон. В медицинском контексте эти «невидимые» существа включают в себя микроорганизмы, такие, как бактерии и вирусы. Многие, в том числе президент США, говорят о коронавирусе Covid-19 как о виде гриппа, что научно неверно. Covid-19 вызывается SARS-CoV-2 – новым коронавирусом, связанным с SARS и MERS, а не штаммом вируса гриппа. Его симптомы, хотя у многих пациентов и похожи на грипп, отличаются.
Предполагается, что заболевание будет, по крайней мере, в 23 раза более смертельным, чем грипп. В первую очередь, коронавирус поражает дыхательную систему, однако, в тяжелых случаях могут быть также повреждения сердца и других органов. Эти осложнения приводят к смерти примерно в 2% случаев, но последние сообщения из Италии устанавливают, уровень смертности для регионов за пределами Китая ближе к 6% (10 % на 30 марта 2020 г., примечание ред.). Среди причин смерти: сердечная, печеночная и почечная недостаточность, в то время, как вскрытие также показало серьезные повреждения легких, вызванные избыточным выделением мокроты из альвеол, что указывает на воспалительную иммунную реакцию на вирус.
У многих пациентов осложнением заболевания является необратимый легочный фиброз. Поскольку коронавирус поражает как легкие, так и иммунную систему, некоторые врачи в Китае описывают его как комбинацию ОРВИ и СПИДа. Не будем преувеличивать, но эти факты дают некоторую ключевую информацию о методах лечения. Даже Гарвардский университет признал, что лекарства от ВИЧ рассматриваются в качестве потенциального лечения этого коронавируса. И коронавирус SARS, и MERS воздействуют на кишечник через клетки слизистой оболочки кишечника, в результате в дополнение к респираторной инфекции, вызывая острые желудочно-кишечные симптомы. Хотя и неясно, следует ли коронавирус тем же путем, многие пациенты в результате коронавирусной инфекции испытывали кишечные симптомы, такие, как диарея. В то время как исследователи не совсем понимают, почему респираторная инфекция влияет на кишечник, тибетская медицина уже давно определила тесную взаимосвязь между легкими и кишечником, поэтому это не вызывает удивления. Не задерживаясь более на фактических данных, которые лучше всего взять у научных исследователей, я хотел бы предложить объяснение таких болезней, как коронавирус Covid-19, с точки зрения тибетской медицины.
Тибетские врачи в Азии стремятся поддержать свои сообщества и внести вклад в борьбу с коронавирусом, интегрируя традиционные знания с современными исследованиями. В Китае более 85% пациентов получали традиционное лечение травами наряду с биомедицинской противовирусной терапией. В ходе вспышки заболевания свои сообщества стремятся поддержать тибетские врачи в Азии и за рубежом, а также практикующие аюрведу и западные травники; их идеи являются ценным вкладом в глобальный диалог. На вопрос о подходе тибетской медицины Сова Ригпа к вирусу доктор Нида предложил следующую классификацию этого заболевания: «Многие люди спрашивали меня о том, что делать с новым вирусом Corona или Covid-19. В тибетской медицине такие вирусы, как Covid-19 мы называем «дурукой». Проблемы дурука упоминаются в пророчествах Ютока Йонтена Гонпо Младшего, отца Сова Ригпа или тибетской народной медицины.
На санскрите дурука означает «то, что приносит страдания». В тибетской традиции мы говорим о дурука оружия, дурука яда и дурука болезни. Согласно пророчествам Ютока, Covid-19 попадает под категорию болезней дурука. Болезни дурука конкретно относятся к эпидемическим, заразным болезням, которые способны убить очень многих людей». Несмотря на то, что существует множество различных видов римне, они, как полагают, возникают по аналогичным основным причинам. Доктор Нида объясняет: «В целом, тибетская медицина признает четыре основные причины заболеваний: болезни, вызванные несбалансированным питанием; болезни, вызванные несбалансированным или нездоровым образом жизни; болезни, вызванные сезонными изменениями; болезни, вызванные так называемыми «провокациями» или невидимыми вредными воздействиями (по-тибетски dön). Дон обычно относятся к болезням, вызванным провоцированием духов, но они также могут включать болезни, связанные с невидимыми микробами. В тибетском мировоззрении инфекционные заболевания римне чаще всего происходят от дон (dön).
Говорят, что духи, являющиеся истинными владельцами природных лесов, гор, океанов и т.д., а также живущие там дикие животные и экосистемы посылают в отместку заразные бактерии и вирусы, когда люди неуважительно относятся к природе и диким животным и участвуют в разрушительных и беспорядочных действиях (добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, выброс ядов в воздух и воду, загрязнение экосистем и т. д.). Вот почему тибетцы иногда совершают ритуальные практики, чтобы умилостивить и умиротворить этих владельцев болезней и естественной среды, которой они управляют во время вспышек заразных заболеваний». Центральное место в мировоззрении тибетской медицины занимает тендрел (tendrel) или взаимозависимость. Мы не существуем в окружающей среде – мы являемся частью окружающей среды. С точки зрения тибетской космологической системы, наш мир населён бесчисленными проявлениями сознательной жизни.
Многие формы жизни совершенно не похожи на людей и других животных, например, они могут принимать форму могущественных невидимых существ, способных проникать в организм и вызывать физические и психические заболевания (в том числе, например, вирусы и бактерии). Некоторые полностью сознательные формы жизни даже могут основываться не на углероде, и мы можем взаимодействовать с ними способами, которые не совсем понимаем. Ученые постоянно ищут признаки существования чужеродной неуглеродной формы жизни на других планетах, но мы не можем найти их в нашем собственном дворе. Согласно многим традиционным культурам, в природе существуют не только флора и фауна, но и обширная сеть элементарных духов.
Наше взаимодействие с окружающей средой оказывает влияние на этих духов, т.е. загрязнение окружающей среды, вырубка лесов и истощение ресурсов также оказывает на них влияние. Считается, что из-за дисбаланса окружающей среды среди этих классов духов развиваются болезни, передающиеся затем людям (а иногда и другим животным), которые впоследствии могут заразить друг друга. Основная концепция здесь в том, что инфекционные патогены возникают из-за нездоровых отношений с природой. Эти «невидимые существа» вторгаются в организм и вызывают различные виды инфекций. Независимо от того, решите ли вы одухотворять этот процесс или нет, очевидно, что наше здоровье зависит от состояния окружающей среды. Я бы хотел рассмотреть эту пандемию с точки зрения этиологических причин и состояний, симптомов, профилактики и методов лечения. Согласно тибетской медицине, инфекционные заболевания возникают в результате злоупотребления окружающей средой. В случае с коронавирусом мы можем проследить текущую вспышку на плохо регулируемом и нелегальном рынке диких животных в Ухане, где люди торгуют широким спектром диких животных, многие из которых, как известно, несут болезни. SARS, патогенный двоюродный брат Коронавирус, также возник в Китае из рода летучих мышей Rhinolophis sinicus.
Хотя мы не уверены, что коронавирус произошел от летучих мышей, что касается Тибета, употребление летучих мышей было запрещено здесь еще в 8-м веке, поскольку во времена царя Трисонга Децена их считали источником болезней и отравлений: «Летучих мышей па-ван (pa-wang)), которых иногда называют птицами с зубами, похожими на крыс с серой кожей и мехом, и которые не могут выходить на улицу в дневное время. Их плоть ядовита … » (Источник: Тулку Еши Ринпоче) В то время как торговля дикими животными является очень рискованной, с точки зрения здоровья человека, животноводство в целом является причиной огромного числа недавних эпидемических заболеваний. Если мы собираемся на самом деле уничтожить корни этих болезней, в первую очередь, нам необходимо обратить внимание на действия, которые приводят к их возникновению. Мы должны рассмотреть проблему животноводства, разрушения окружающей среды и доступа к чистой пище и воде. Как было объяснено ранее, заразные инфекции связаны с доном или невидимыми существами, вызывающими болезни.
Согласно традиции тибетской медицины, нарушение и провокация этих существ включают в себя действия, которые отрицательно влияют на нашу природную и энергетическую экологию. В частности, следующие виды деятельности считаются основными причинами нарушений: Выкапывание земли, особенно в ньен-са nyen-sa (уязвимых местах), добыча того, что было под землей, и выведение этого на поверхность; Использование диких лугов для сельского хозяйства; Нарушение и загрязнение природных водных ресурсов; Превращение диких земель в сады или огороды; Вырубка деревьев; Резка / добыча камня; Выброс токсинов в воздух; Убийство животных; Сплетни, распространение слухов или участие в негативных действиях; Невыполнение обязательств в духовных практиках и стремление к обретению власти и соревнованию с другими; Любое нарушение ньен-са (nyen-sa), особенно с вышеуказанными действиями.
Поскольку все больше и больше естественных экосистем уничтожается такими видами деятельности человека, как сельское хозяйство, вырубка лесов и браконьерство, трудно представить, что какие-то существа, связанные с дикой природой, будут жить хорошо. Вырубка лесов, в основном, очищаемых для животноводства, в одной только Амазонии достигла уровня 150 акров в минуту. Во всем мире каждый день уничтожаются десятки видов диких животных. В Соединенных Штатах только для целей животноводства – кормления и выпаса домашних животных, выращиваемых для потребления человеком, отводится более 40% всей земли. Даже не принимая во внимание воображаемое сообщество невидимых существ, пострадавших от этого вреда, уже одного влияния на разнообразие и благополучие животных достаточно, чтобы стать поводом для нашей глубокой озабоченности.
Но если среди нас действительно живут элементарные духи, то почти наверняка, наши разрушительные действия оказывают на них негативное влияние. Независимо от того, существуют они или нет, очевидно, что наблюдаемое воздействие пагубно влияет на здоровье человека. Даже известные примеры этой динамики в тибетской традиции, такие, как Дзе (тяжелое лимфатическое расстройство, обычно приравниваемое к проказе), имеют четкие научные корреляции. Считалось, что проказа, в основном, вызвана невидимыми существами, живущими под землей, которые вторгаются в людей и, в конечном счете, вызывают заразную болезнь. Интересно, что проказа, как теперь известно, вызвана Mycobacterium leprae бактерией, которая живет в почве и таинственным образом передается между людьми до сих пор не изученными методами.