НЛО-истерия позапрошлого века

Считается, что начало эпохе НЛО положили события 1947 года — так называемый Розуэлльский инцидент, во время которого якобы впервые в современной истории на Землю упало НЛО, и случилось это около города Розуэлл в штате Нью-Мексико, США. Однако же, как выясняется, НЛО-истерики случались и раньше…
ЯВЛЕНИЕ ПРИЗРАКА
Ранним утром 22 ноября 1896 года житель калифорнийского города Окленд астроном-любитель Кейс Гилсон возвращался домой после ночных наблюдений. Случайно подняв глаза, он с изумлением увидел в предрассветном небе непонятный предмет. Удивленным возгласом он привлек внимание других людей, и вскоре все они рассматривали огромную сигару с крыльями, испускающую впереди яркий луч света…
Так родилась одна из самых известных американских городских легенд об НЛО конца позапрошлого века.
СЛОВНО МУХИ ТУТ И ТАМ ХОДЯТ СЛУХИ ПО ДОМАМ
Следует иметь в виду, что в то время тема воздухоплавания была очень модной. Романы Жюля Верна и Андре Лори вдохновили многих изобретателей на создание управляемых аэростатов, называемых дирижаблями (от фр. dirigeable — управляемый). Газеты и журналы часто писали о грядущей эре сигарообразных гигантов, и жители Окленда были уверены, что видели именно американский дирижабль. В несколько дней эта новость облетела все окрестности. Нашлось и немало свидетелей, утверждавших, что объект выписывал спирали, как воздушный змей. Редкие трезвые голоса тонули в этом хоре.
Так, местный астроном Чарльз Беркхальтер пытался доказать, что это была Венера, которая «по яркости не уступает дуговой лампе и медленно движется по небу. А все теории, связанные с воздушным кораблем, являются чистым вымыслом…» Когда планета проглядывает сквозь тонкие облака, кажется, что она быстро движется, чему способствует и преломление света. А воображение наблюдателя может придать ей самую причудливую форму.
По мере того как сообщения оклендской прессы стали перепечатывать центральные издания, «дирижабельная лихорадка» охватила все Соединенные Штаты. Кое-где она перешла в настоящую истерию, и некоторые религиозные секты стали готовиться к концу света. В конце концов воздушный корабль заметили сначала над Чикаго, а затем и над Нью-Йорком…
ФАКТ ИЛИ МИСТИФИКАЦИЯ?
Весной 1897 года хлынул целый поток сообщений из штатов Индиана, Иллинойс, Миссури, Айова и Висконсин. Каких только воздушных кораблей не видели в небесах! Это были и странные округлые предметы, и огненные шары,
и какие-то светящиеся призраки, и просто цветные переливы света. Иногда видели даже несколько светящихся роев, перетекавших друг в друга. Разгорелась полемика между изобретателями воздушных кораблей, каждый из которых доказывал, что неизвестный конструктор тайно выведал и воплотил именно его гениальный проект.
Мистификаторов становилось все больше, а наблюдения воздушного призрака обрастали все новыми и новыми подробностями. Был замечен ряд устрашающих пушек, смотрящих жерлами вниз, разноцветные флаги и экипаж в переливающихся серебром и золотом мундирах. Слышали даже выстрелы из орудий, напоминавшие далекие раскаты грома. Наиболее предприимчивые «свидетели» демонстрировали найденные ими остатки воздушной шлюпки в виде груды досок, брезента и полотна. Якобы воздушный вихрь сорвал эту конструкцию с корабля и швырнул на землю…
Увы, но никому так и не удалось отыскать место посадки таинственного воздушного Летучего голландца, как назвала неуловимый аппарат газета «Нью-Йорк геральд». Ведь стоило только любопытствующим приблизиться, как дирижабль, или что-то его напоминающее, тут же взлетал. Это же касалось и профессиональных астрономов. Их инструменты были совершенно не готовы к наблюдениям именно тогда, когда на горизонте возникал корабль.
Вскоре весть о воздушном корабле распространилась и в Старом Свете. Наибольший интерес американский воздушный корабль вызвал среди французских специалистов по воздухоплаванию. Ведь еще три года назад под Парижем был запущен дирижабль «Франция», который смог совершить несколько успешных длительных полетов. При этом европейские эксперты по аэростатам выражали глубокие сомнения в том, что кто-либо в Америке мог бы создать нечто подобное.
Ученые, инженеры и изобретатели не раз пытались представить себе воздушный транспорт будущего. Более всего тут, конечно же, преуспели Жюль Верн и Герберт Уэллс. Однако к моменту описываемых событий в реальности существовал только один управляемый аэростат — дирижабль «Франция». Это был единственный аппарат с электрическим двигателем, способный совершать перелеты на многокилометровые расстояния.
Естественно, что если бы оклендский воздушный корабль оказался настоящим, то мир бы обогатился еще одним великим инженерным достижением. Тем не менее американская мистификация продолжалась, ведь воздушный корабль был величайшей сенсацией! А любую сенсацию надо постоянно подогревать новыми «фактами». И вот возле одной из ферм в штате Висконсин было найдено письмо, привязанное к воткнутому в землю железному пруту.
Послание с таинственного «Пегаса» вызвало бурю восторга у читателей, и сообщения о новых наблюдениях воздушного корабля буквально посыпались со всех уголков Североамериканского континента. Приходили они даже из Европы и далекой России, где хоть и с большим опозданием, но видели нечто похожее над Санкт-Петербургом!
Создавалось впечатление, что над всем цивилизованным миром парит целая эскадра загадочных аппаратов. Но случались и разоблачения. Так, воскресный выпуск нью-йоркской «Сан» от 11 апреля 1897 года поведал историю о двух шутниках, запустивших большой шар с несколькими цветными лампами.
ВОЛШЕБНИК ИЗ МЕНЛО-ПАРКА
Через несколько дней после первой вести «с борта «Пегаса» в газеты попало еще одно сенсационное сообщение. Где-то на Среднем Западе, вблизи городка Астория, была найдена железная стрела, напоминающая гарпун, к которой был привязан пакет, покрытый пятнами машинного масла. В пакете было письмо, адресованное самому «королю американских изобретателей» Томасу Эдисону.
В нем некий К. Л. Гаррис, «электрик с воздушного корабля № 3», извещал Чародея электричества, что им сделано выдающееся открытие в истории воздухоплавания. Там же безвестный конструктор утверждал, что им построены три летающих электрических аппарата, на которых он уже совершил несколько поразительных воздушных путешествий. Тут надо заметить, что автор послания очень плохо знал своего адресата. Желчный и склочный характер «короля изобретателей», который никогда не брезговал открытым плагиатом и нещадно эксплуатировал своих сотрудников, приписывая себе их находки и открытия, проявился тут в полной мере.
Когда репортер «Нью-Йорк геральд» ознакомил Эдисона с «летучим письмом», тот решил, что миф об электрическом корабле как-то связан с «войной токов», которую он безуспешно вел с гениальным изобретателем Николой Теслой. Он тут же язвительно высмеял неизвестного «электрика К. Л. Гарриса с воздушного корабля № 3», обвинив его в полной некомпетентности. Затем «волшебник из Менло-Парка» — как называли его газетчики — стал уверять репортера, что вся эта история является чистым надувательством.
Так или иначе, но интервью Эдисона положило конец истории с воздушным кораблем. Этот выдающийся делец-изобретатель решительно отмел все возможные объяснения, кроме одного — летающие предметы были обычными детскими забавами с воздушными шарами.
Несмотря на грубую категоричность «электрического чародея», в его критике был определенный смысл. Дело в том, что масса китайских эмигрантов принесла в Америку много удивительного, и среди прочего — летающие китайские фонарики. Эти удивительно простые и в то же время занимательные игрушки представляют собой колпаки самой разной формы и размера, под которыми на нитках подвешена горящая пакля или масляные лампы. Горячий воздух поднимает вверх эти светящиеся «аэростаты», и издалека они представляют собой удивительное зрелище.
В общем, после нашумевшего интервью Эдисона все как-то стихло. Впоследствии появилось много гипотез, объясняющих «воздушную лихорадку 1897 года». При этом упоминались мерцающие звезды, солнечные венцы (множественные солнца), редкие лунные гало (круги света), необычные «линзовые» и «столовые» облака. Ну и, конечно же, обыкновенные миражи. Все эти явления природы обычно не привлекают особого внимания, если только не совпадают по времени со всяческими сенсациями, которые сегодня распространяют уфологи.
«Воздушные корабли 1897 года» изредка вспоминали в довоенные годы при появлении всяческих необычных НЛО. Затем упоминание о них проскользнуло при описании «марсианской паники 1938 года» и «тарелочной эпопеи 1947 года». Причем в этих случаях научные комментаторы больше внимания уделяли психологии толпы, слепо верящей печатному слову.
Впрочем, это уже совсем другие истории…
Олег АРСЕНОВ



Читайте также...