Европейские этнологи еще в XIX веке начали собирать фантастические истории о космических предках индейских племен, обитающих в глухомани бразильских джунглей в бассейне Амазонки. Со временем накопилось много разных версий индейских мифов о богах-пришельцах. По одной версии этой удивительной истории, пришельцы были в древности учителями – вождями и шаманами. Об этом рассказывается в легендах индейцев кайяпо, исконных обитателей отдаленного от городских центров штата Пара на Рио-Фрес-ко. По другой версии, инопланетяне не жили с индейцами, а только прилетали на их земли время от времени по своим делам, и первобытные племена обожествляли небесных гостей.
Подробные «мифы о пришельцах» сохранились в устных преданиях самых примитивных племен Латинской Америки, образ жизни которых практически не изменился в течение многих столетий. Содержание мифов, по-видимому, подтверждается загадочными предметами материальной культуры – атрибутами ритуальных действ, напоминающими скафандры космонавтов и летательные аппараты.
Индейцы племени кайяпо рассказывают, что их бог прилетел с небес на буйном вихре и был с ног до головы закутан в плотный кокон. Обитатели жарких болотистых джунглей, которые и в наши дни ходят обнаженными, не понимают, для чего одежда нужна человеку. Но своего древнего бога они представляют одетым в подобие комбинезона, полностью закрывающего туловище, руки и ноги, и в круглом «шлеме» на голове.
Легендарный пришелец держал в руке копье, разбрасывающее молнии. Некоторые храбрецы пытались сразиться с незваным гостем, но их грозное оружие не могло его поразить. Как только копья, палицы и луки с отравленными стрелами прикасались к странному одеянию чужака, они сразу же рассыпались в пыль. Небесный воин снисходительно посмеивался над слабостью своих противников. Чтобы доказать свое могущество, он направил свое «копье» на огромное дерево с толстым стволом, и лесной гигант мгновенно сгорел дотла.
Воин, пришедший с неба, жил вместе с племенем несколько десятилетий, а потом улетел навсегда. Божественный пришелец научил индейцев обрабатывать землю и показал им новые приемы охоты. Он был великим учителем дикого и нищего народа. В ритуальных танцах племени кайяпо участвует символическая фигура, наряженная в сплетенный из пальмовых листьев диковинный «скафандр». При совершении обряда этот ряженый олицетворяет древнее божество племени.
Когда в 1952 году племя кайяпо посетила первая научная экспедиция, ученые сфотографировали этот танец. Ритуальное облачение индейцев кайяпо действительно напоминает скафандр космонавтов. О самом ритуале индейцы рассказали, что он очень важный и появился в незапамятные времена.
Кем же был «небесный воин и учитель», ставший богом немногочисленного индейского племени? Можно предположить, что в джунгли действительно прилетал инопланетянин, но прямых доказательств этого нет. Во всяком случае, подобная легенда заслуживает тщательного изучения. В одном из записанных вариантов мифа о боге-пришельце говорится, что сначала он жил не в джунглях, где были разбросаны вдоль берега реки индейские деревни, а в полупустынной сельве, граничащей с высокими горами. Однажды странный незнакомец пришел в деревню и взял себе в жены одну из девушек. Он научил племя земледелию и охотился вместе с индейскими охотниками, но никогда не ел пищу, какую ели все. Его дети оказались умнееисильнее других людей племени. Загадочный пришелец часто закрывался один в своей хижине или уходил из деревни в далекие горы. Племя боялось чужака, обладавшего недоступными им знаниями и сверхъестественной силой. Однажды воины встретили его на пути к деревне и стали гнать обратно в горы. Он повернул назад и, словно буря, мгновенно смел со склона все деревья и кустарники. Земля задрожала, а пришелец поднялся в небо над горой и исчез в страшном грохоте, дыме и пламени… Индейцы часто вспоминают своего учителя, и по правде говоря, после его ухода они почти ничему новому не научились.
У индейского племени тупанимб, тоже живущего в Бразилии, есть не менее интересное сказание о боге Монане, творце всего сущего. Давным-давно Монан жил вместе слюдьми, они его почитали и слушались, и все было хорошо. Но потом люди начали свое-“•* вольничать и перестали чтить Монана. Богулетел обратно на небо, чтобы оттуда наказать нечестивцев за неповиновение. Он послал на Землю огонь, расплавивший горы, потом залил ее непрекращающимися ливнями. После всеобщего опустошения Монан заново сотворил лицо Земли и вместе со своей женой, земной женщиной, снова заселил планету.
В наивных преданиях, вероятно, сохранилась память о реально пережитых природных катастрофах.
У некоторых африканских народов тоже есть мифы, рассказывающие о небесных богах и их детях, живущих на небе в мире, счастье и довольстве. Однажды всемогущий творец захотел испытатьлюдей. Он отправил их на Землю, чтобы они там жили, но при этом запретил им есть земную соль. Люди спустились на Землю по специальным нитям. Но сыновья Неба или забыли о запрете своего небесного отца, или попросту ослушались его. Только один из них ни разу не отведал земной соли. Когда люди захотели вернуться назад с неосвоенной и негостеприимной Земли, разгневанный Бог перерезал им нити. Только один человек снова забрался в свой небесный дом, а всем остальным пришлось остаться, ионидосихпор живут в африканских саваннах и джунглях. Во многих мифах народов Японии, Китая,Монголии, Тибета и островов Индонезийского архипелага упорно и последовательно повторяются истории о небесных учителях и богах, а также о связи, существовавшей раньше между обитателями Земли и Неба. Приходится сделать вывод, что древние племена придумали эти сказания не на пустом месте и у них была какая-то реальная предпосылка.
1871 году на Новую Гвинею впервые iприплыл русский исследователь Мик-“лухо-Маклай. Местные дикари видели, что «пришелец» ходит по ночам с «собственным светом» (то есть с фонарем), поэтому объявили его богом Томо-Анут, прибывшим с Луны на божественной ладье.
Уникальный культ возник на острове Ве-ваквНовой Гвинее в 1945 году. Местные племена видели самолеты, приземлявшиеся на аэродроме во время Второй мировой войны. Никто им, конечно, не объяснил, что это такое и почему летает, и люди, далекие от цивилизации, стали по собственному почину делать соломенные модели самолетов и таскать их по длинным дорожкам, проложенным наподобие взлетно-посадочной полосы. Они приняли самолеты за огромных живых птиц, обладающих невероятной силой, и таким способом старались «приманить» их к себе.
На плоскогорье в глубине Новой Гвинеи голландцы открыли удивительные вещи. Жители джунглей соорудили себе из соломы и листьев копию радиостанции. Они, вероятно, видели радиостанцию у белых людей, скопировали все детали и подражали действиям радиста. Они что-то говорили в деревянные «микрофоны», надевали на голову деревянные «наушники», установили высокие деревянные «антенны», скатали из листьев «конденсаторы», натянули длинные «провода» из лиан и корневищ… Практического смысла в этих действиях не было, значит, в них можно проследить зарождение в XX веке религиозного культа карго, основанного на бессмысленном копировании технических средств и придании им мистического значения.
Не исключено, что именно таким образом возникли древние сказания о прилетевших с неба богах и религиозные обряды с ритуальными танцами в соломенных «скафандрах» с деревянными «ракетами».